Олег Поскрёбышев и Глазов
Имя Олега Алексеевича Поскрёбышева для глазовчан значит очень многое. Часть его жизни была тесно связана с городом Глазовом. Здесь он учился сначала в учительском, а затем в педагогическом институте. Городское литобъединение стало для О.А. Поскрёбышева первой ступенькой восхождения к вершинам поэзии. На страницах местной газеты было опубликовано его первое стихотворение. В Центральной городской библиотеке им. В.Г. Короленко проходили презентации сборников стихов. Позднее, занимаясь литературной деятельностью, он всегда уделял большое внимание Глазову: консультировал местных начинающих поэтов и прозаиков, встречался с рабочими и служащими, учащимися, студентами и преподавателями учебных заведений города.
Научно-практическая конференция, посвященная 80-летию Олега Алексеевича Поскрёбышева, народного поэта Удмуртии, заслуженного работника культуры Удмуртской АССР, Почётного гражданина Удмуртской Республики, Почётного профессора Глазовского государственного педагогического института им. В.Г. Короленко, – это лишь малая возможность выразить наше истинное отношение к этому человеку, это дань уважения заслугам поэта и память о нём глазовчан.
Ранний Олег Поскрёбышев
(к вопросу о становлении творческой индивидуальности поэта)
Среди плеяды наиболее известных в Удмуртии и за её пределами выпускников Глазовского педагогического института следует назвать поэта Олега Поскрёбышева. Автор 27 книг (7 поэтических сборников вышли в московских издательствах), Олег Поскрёбышев проявил себя и как талантливый прозаик, публицист, критик. Поэт оставил значительное многожанровое творческое наследие, требующее новых обстоятельных исследований, охватывающих весь спектр его художественных исканий. Известный удмуртский литературовед и критик А. Шкляев не без оснований заметил: «Ещё не всё написанное Олегом Алексеевичем собрано...» [1].
Г.А. Поздеев - ректор Глазовского пединститута (1992-2004) в своих воспоминаниях подчеркнул: «В каждом человеке в той или иной мере дремлет талант, но не каждому удаётся его разбудить. Олегу Алексеевичу Поскрёбышеву удалось это в полной мере - и не только открыть в себе поэтический дар, но и стать известным в России поэтом. Глазовский педагогический институт гордится тем, что его выпускник получил самое высокое признание - звание народного поэта Удмуртии» [2].
Принципиально важно обратить внимание на ранний этап становления творческой индивидуальности художника. Увидеть, как рождается поэт, как начинает складываться его художественный мир не менее интересно и поучительно, чем наблюдать его в зрелости и славе. Ещё в детстве Олег Поскрёбышев тянулся к литературе, много читал, любил слушать народные песни. Когда в школе изучали «Поднятую целину» М. Шолохова у ученика О. Поскрёбышева возникло острое желание переложить стихами ключевые эпизоды произведения, в которых ярко раскрывались самобытные народные характеры. Отец Олега Поскрёбышева был человеком грамотным, учился в гимназии, однажды привёз роман Л.Н. Толстого «Война и мир». Поэт рассказывал, что ещё в 8 лет выучил стихотворение Генриха Гейне «Диспуты и другие». Не все слова он понимал, но его привлекла своеобразная мелодика звучания стихотворения немецкого поэта. В школьные годы О. Поскрёбышев пытался сочинять и собственные стихи, пробовал свои силы в прозе. Однако по-настоящему серьёзное увлечение поэзией пришло к Поскрёбышеву в Глазове, когда он учился сначала на отделении русского языка и литературы в учительском институте, а затем на филологическом факультете педагогического института, который он окончил с отличием в 1959 году. Именно здесь студент О. Поскрёбышев с огромным интересом слушал лекции по литературе; особенно ему нравились занятия, проводимые доцентом В.А. Евстафьевым, расширял свой кругозор, посещал литературный кружок и систематически печатался в местной газете «Ленинский путь».
Первое стихотворение «Праздник труда», опубликованное в местной печати, носит во многом ученический характер: в нём немало риторики, общих моментов, хотя начинающий стихотворец и стремится сказать о празднике ёмко и образно:
Флаги реют, точно птицы, |
Спорят цветом с кровью алой, |
И улыбкой, как зарницей, |
Освещён и стар и малый [3]. |
С 1952 по 1960 год на страницах городской газеты было опубликовано более 20 стихотворений начинающего поэта, что позволяет судить о характере и направленности творческих исканий раннего О. Поскрёбышева. Довольно отчётливо проступают две линии его раннего творчества: с одной стороны - стихи, посвящённые праздничным датам, связанные с этапами становления и развития страны («Праздник труда», «У памятника жертвам революции», «Музей Ленина», «Удмуртия моя»), а с другой, стихи более личного плана, где многогранней раскрывается душа лирического героя («Жене», «Ой, ночная, светлая...», «Друг», «В институте», «Сильнее слов», «Утро в деревне»). Заметно стремление поэта и к созданию басен, стихотворений, завершающихся афоризмом, своего рода поучением («Кот и котёнок», «Скворец и воробей» и др.).
Примечательно, что поэт уже в начале своего пути стремится определить свои эстетические позиции. В стихотворении «Стихи и время» автор размышляет об истинной поэзии:
Поэзия. |
В ней всё |
Смешалось, |
Но позабудутся, |
Как сны, |
И показная |
Возмужалость, |
И однодневность |
Новизны [4]. |
Наиболее ярко живопись, мастерство поэта, уровень его наблюдательности проявляются в пейзажных стихах, в восприятии родной природы. Вот, например, стихотворение «В зимнем лесу».
Кругом тишина. Не услышишь ни звука. |
Без скрипа крадутся охотничьи лыжи. |
Лишь изредка жалобно пискнет пичуга |
Страдая от цепко хватающей стужи. |
Да ветка, не выдержит тяжести снежной, |
Стряхнёт белый ком и вздохнет облегчённо, |
И снова всё спит глубоко, безмятежно: |
И сосны, и ели, и пихты, и клёны [5]. |
Здесь чутко и образно передаётся и ощущение лесной тишины, и разных звуков, облегчённый вздох ветки, отряхнувшей снежный ком. Или в стихотворении «Утро в деревне», в котором ощутимо и влияние есенинской музы и в то же время стремление выразить собственные впечатления:
...Сквозь туман розоватый слюдою |
Заблистала вода в реке, |
Дед-пастух с самодельной дудою; |
Приспособился на пеньке. |
А над дедом душисто и клейко |
Распустилась черёмухи ветвь. |
И такое выводит жалейка, |
Что не знаешь, о чём и жалеть [6]. |
Автору удаётся не только выявить специфику деревенского утра, но и «схватить» образ пастуха, выразить своё настроение.
В раннем творчестве поэта начинают складываться определённые жанровые тенденции: стихи частушечно-песенного характера («Ой, ночная, светлая...», «Песня о крыльях»), басни («Кот и котёнок», «Скворец и воробей»), пейзажные зарисовки («В зимнем лесу», «Утро в деревне»), публицистические произведения («Праздник труда», «У памятника жертвам революции», «Удмуртия моя», «Наше слово», «Музей Ленина»).
В 1960 году выходит в свет первый сборник О. Поскрёбышева «Моё поколение», в который вошли и произведения, написанные в период его учёбы в Глазове. И в тех стихотворениях, где автор обращается непосредственно к материалу своей биографии, к индивидуальному восприятию характеров, природы, возникали запоминающиеся детали, живые образы, картины («Сильнее слов», «Экзамен», «Пётр Кузьмич» и др.). Так, в стихотворении «Сильнее слов» отчётливо проявилась способность поэта находить выразительную деталь, существенно усиливающую смысл изображаемого:
В нашей школе во время войны |
Был один из госпиталей. |
И сейчас на полах видны |
Многоточья от костылей [7]. |
Сказано немногословно и не декларативно: одна деталь, отчётливо, крупным планом выделенная памятливым взглядом художника, вызывает в нашем воображении целую картину, отзывающуюся болью в сердце. Примечательно, что впервые эти стихи появились в 1958 году в газете «Ленинский путь».
Уже в ранних стихах поэта начинает формироваться биографический принцип построения лирики, который станет определяющим и наиболее плодотворным в его зрелом творчестве. Усиливается и ключевая роль воспоминаний, взгляд «сквозь время», который станет главенствующим в творческих исканиях поэта. Истоки жизни, как бы от них не удалялся человек, чаще всего определяют содержание и направленность его дальнейшей судьбы. Именно «связь времён» будет формировать архитектонику многих произведений народного поэта Удмуртии Олега Поскрёбышева, начало творчества которого во многом связано с глазовским периодом его жизни.
Примечания:
1. Шкляев, А.Г. Поэт-философ, поэт-публицист / А.Г. Шкляев // Солнечная душа. Олег Поскрёбышев: воспоминания о человеке и поэте, стихи, письма, дневники / [сост. З.И. Поскрёбышева, В.О. Поскрёбышева, Е.О. Поскрёбышева]. - Ижевск, 2009. -С. 380.
2. Поздеев, Г.А. К совершенству в работе без устали рвался / Г.А. Поздеев // Там же. - С. 95.
3. Поскрёбышев, О. Праздник труда: стихи / О. Поскрёбышев // Ленинский путь. -1950. -1 янв. - С. 2.
4. Поскрёбышев, О. Стихи и время: стихи / О. Поскребышев // Ленинский путь. - 1960. - 20 марта. - С. 3.
5. Поскрёбышев, О. В зимнем лесу: стихи / О. Поскрёбышев // Ленинский путь. - 1959. -11 марта - С. 3.
6. Поскрёбышев, О. Утро в деревне: стихи / О. Поскрёбышев // Ленинский путь. - 1960. - 9 июля. - С. 4.
7. Поскрёбышев, О. Моё поколение: стихи и басни / О. Поскрёбышев. - Ижевск: Удмуртия, 1960. - С. 10.
Захаров В.В.,
кандидат филологических наук, профессор, заведующий кафедрой литературы
ГОУ ВПО «Глазовский государственный педагогический институт им. В.Г. Короленко»