Олег Поскрёбышев и Глазов

        Имя Олега Алексеевича Поскрёбышева для глазовчан значит очень многое. Часть его жизни была тесно связана с городом Глазовом. Здесь он учился сначала в учительском, а затем в педагогическом институте. Городское литобъединение стало для О.А. Поскрёбышева первой ступенькой восхождения к вершинам поэзии. На страницах местной газеты было опубликовано его первое стихотворение. В Центральной городской библиотеке им. В.Г. Короленко проходили презентации сборников стихов. Позднее, занимаясь литературной деятельностью, он всегда уделял большое внимание Глазову: консультировал местных начинающих поэтов и прозаиков, встречался с рабочими и служащими, учащимися, студентами и преподавателями учебных заведений города.

        Научно-практическая конференция, посвященная 80-летию Олега Алексеевича Поскрёбышева, народного поэта Удмуртии, заслуженного работника культуры Удмуртской АССР, Почётного гражданина Удмуртской Республики, Почётного профессора Глазовского государственного педагогического института им. В.Г. Короленко, – это лишь малая возможность выразить наше истинное отношение к этому человеку, это дань уважения заслугам поэта и память о нём глазовчан.


Ранний Олег Поскрёбышев
(к вопросу о становлении творческой индивидуальности поэта)

        Среди плеяды наиболее известных в Удмуртии и за её пределами выпускников Глазовского педагогического института следует назвать поэта Олега Поскрёбышева. Автор 27 книг (7 поэтических сборников вышли в московских издательствах), Олег Поскрёбышев проявил себя и как талантливый прозаик, публицист, критик. Поэт оставил значительное многожанровое творческое наследие, требующее новых обстоятельных исследований, охватывающих весь спектр его художественных исканий. Известный удмуртский литературовед и критик А. Шкляев не без оснований заметил: «Ещё не всё написанное Олегом Алексеевичем собрано...» [1].

        Г.А. Поздеев - ректор Глазовского пединститута (1992-2004) в своих воспоминаниях подчеркнул: «В каждом человеке в той или иной мере дремлет талант, но не каждому удаётся его разбудить. Олегу Алексеевичу Поскрёбышеву удалось это в полной мере - и не только открыть в себе поэтический дар, но и стать известным в России поэтом. Глазовский педагогический институт гордится тем, что его выпускник получил самое высокое признание - звание народного поэта Удмуртии» [2].

        Принципиально важно обратить внимание на ранний этап становления творческой индивидуальности художника. Увидеть, как рождается поэт, как начинает складываться его художественный мир не менее интересно и поучительно, чем наблюдать его в зрелости и славе. Ещё в детстве Олег Поскрёбышев тянулся к литературе, много читал, любил слушать народные песни. Когда в школе изучали «Поднятую целину» М. Шолохова у ученика О. Поскрёбышева возникло острое желание переложить стихами ключевые эпизоды произведения, в которых ярко раскрывались самобытные народные характеры. Отец Олега Поскрёбышева был человеком грамотным, учился в гимназии, однажды привёз роман Л.Н. Толстого «Война и мир». Поэт рассказывал, что ещё в 8 лет выучил стихотворение Генриха Гейне «Диспуты и другие». Не все слова он понимал, но его привлекла своеобразная мелодика звучания стихотворения немецкого поэта. В школьные годы О. Поскрёбышев пытался сочинять и собственные стихи, пробовал свои силы в прозе. Однако по-настоящему серьёзное увлечение поэзией пришло к Поскрёбышеву в Глазове, когда он учился сначала на отделении русского языка и литературы в учительском институте, а затем на филологическом факультете педагогического института, который он окончил с отличием в 1959 году. Именно здесь студент О. Поскрёбышев с огромным интересом слушал лекции по литературе; особенно ему нравились занятия, проводимые доцентом В.А. Евстафьевым, расширял свой кругозор, посещал литературный кружок и систематически печатался в местной газете «Ленинский путь».

        Первое стихотворение «Праздник труда», опубликованное в местной печати, носит во многом ученический характер: в нём немало риторики, общих моментов, хотя начинающий стихотворец и стремится сказать о празднике ёмко и образно:

Флаги реют, точно птицы,
Спорят цветом с кровью алой,
И улыбкой, как зарницей,
Освещён и стар и малый [3].

        С 1952 по 1960 год на страницах городской газеты было опубликовано более 20 стихотворений начинающего поэта, что позволяет судить о характере и направленности творческих исканий раннего О. Поскрёбышева. Довольно отчётливо проступают две линии его раннего творчества: с одной стороны - стихи, посвящённые праздничным датам, связанные с этапами становления и развития страны («Праздник труда», «У памятника жертвам революции», «Музей Ленина», «Удмуртия моя»), а с другой, стихи более личного плана, где многогранней раскрывается душа лирического героя («Жене», «Ой, ночная, светлая...», «Друг», «В институте», «Сильнее слов», «Утро в деревне»). Заметно стремление поэта и к созданию басен, стихотворений, завершающихся афоризмом, своего рода поучением («Кот и котёнок», «Скворец и воробей» и др.).

        Примечательно, что поэт уже в начале своего пути стремится определить свои эстетические позиции. В стихотворении «Стихи и время» автор размышляет об истинной поэзии:

Поэзия.
В ней всё
Смешалось,
Но позабудутся,
Как сны,
И показная
Возмужалость,
И однодневность
Новизны [4].

        Наиболее ярко живопись, мастерство поэта, уровень его наблюдательности проявляются в пейзажных стихах, в восприятии родной природы. Вот, например, стихотворение «В зимнем лесу».

Кругом тишина. Не услышишь ни звука.
Без скрипа крадутся охотничьи лыжи.
Лишь изредка жалобно пискнет пичуга
Страдая от цепко хватающей стужи.
Да ветка, не выдержит тяжести снежной,
Стряхнёт белый ком и вздохнет облегчённо,
И снова всё спит глубоко, безмятежно:
И сосны, и ели, и пихты, и клёны [5].

        Здесь чутко и образно передаётся и ощущение лесной тишины, и разных звуков, облегчённый вздох ветки, отряхнувшей снежный ком. Или в стихотворении «Утро в деревне», в котором ощутимо и влияние есенинской музы и в то же время стремление выразить собственные впечатления:

...Сквозь туман розоватый слюдою
Заблистала вода в реке,
Дед-пастух с самодельной дудою;
Приспособился на пеньке.
А над дедом душисто и клейко
Распустилась черёмухи ветвь.
И такое выводит жалейка,
Что не знаешь, о чём и жалеть [6].

        Автору удаётся не только выявить специфику деревенского утра, но и «схватить» образ пастуха, выразить своё настроение.

        В раннем творчестве поэта начинают складываться определённые жанровые тенденции: стихи частушечно-песенного характера («Ой, ночная, светлая...», «Песня о крыльях»), басни («Кот и котёнок», «Скворец и воробей»), пейзажные зарисовки («В зимнем лесу», «Утро в деревне»), публицистические произведения («Праздник труда», «У памятника жертвам революции», «Удмуртия моя», «Наше слово», «Музей Ленина»).

        В 1960 году выходит в свет первый сборник О. Поскрёбышева «Моё поколение», в который вошли и произведения, написанные в период его учёбы в Глазове. И в тех стихотворениях, где автор обращается непосредственно к материалу своей биографии, к индивидуальному восприятию характеров, природы, возникали запоминающиеся детали, живые образы, картины («Сильнее слов», «Экзамен», «Пётр Кузьмич» и др.). Так, в стихотворении «Сильнее слов» отчётливо проявилась способность поэта находить выразительную деталь, существенно усиливающую смысл изображаемого:

В нашей школе во время войны
Был один из госпиталей.
И сейчас на полах видны
Многоточья от костылей [7].

        Сказано немногословно и не декларативно: одна деталь, отчётливо, крупным планом выделенная памятливым взглядом художника, вызывает в нашем воображении целую картину, отзывающуюся болью в сердце. Примечательно, что впервые эти стихи появились в 1958 году в газете «Ленинский путь».

        Уже в ранних стихах поэта начинает формироваться биографический принцип построения лирики, который станет определяющим и наиболее плодотворным в его зрелом творчестве. Усиливается и ключевая роль воспоминаний, взгляд «сквозь время», который станет главенствующим в творческих исканиях поэта. Истоки жизни, как бы от них не удалялся человек, чаще всего определяют содержание и направленность его дальнейшей судьбы. Именно «связь времён» будет формировать архитектонику многих произведений народного поэта Удмуртии Олега Поскрёбышева, начало творчества которого во многом связано с глазовским периодом его жизни.


Примечания:


        1. Шкляев, А.Г. Поэт-философ, поэт-публицист / А.Г. Шкляев // Солнечная душа. Олег Поскрёбышев: воспоминания о человеке и поэте, стихи, письма, дневники / [сост. З.И. Поскрёбышева, В.О. Поскрёбышева, Е.О. Поскрёбышева]. - Ижевск, 2009. -С. 380.

        2. Поздеев, Г.А. К совершенству в работе без устали рвался / Г.А. Поздеев // Там же. - С. 95.

        3. Поскрёбышев, О. Праздник труда: стихи / О. Поскрёбышев // Ленинский путь. -1950. -1 янв. - С. 2.

        4. Поскрёбышев, О. Стихи и время: стихи / О. Поскребышев // Ленинский путь. - 1960. - 20 марта. - С. 3.

        5. Поскрёбышев, О. В зимнем лесу: стихи / О. Поскрёбышев // Ленинский путь. - 1959. -11 марта - С. 3.

        6. Поскрёбышев, О. Утро в деревне: стихи / О. Поскрёбышев // Ленинский путь. - 1960. - 9 июля. - С. 4.

        7. Поскрёбышев, О. Моё поколение: стихи и басни / О. Поскрёбышев. - Ижевск: Удмуртия, 1960. - С. 10.


Захаров В.В.,
кандидат филологических наук, профессор, заведующий кафедрой литературы
ГОУ ВПО «Глазовский государственный педагогический институт им. В.Г. Короленко»



вверх