В Год театра рассказываем о своих открытиях.
В истории удмуртской драматургии есть трагедия, которую почти не играли на сцене, но которая сама сыграла роковую роль в судьбе его создателя. Это «Эш-Тэрек» Кедра Митрея, произведение писателя еще дооктябрьской поры, 1915 года. Это стихотворная трагедия о юноше-предводителе, который совершил преступление, чтобы стать вождем удмуртского народа, ради любимой девушки. Когда он осознает свой предательский поступок, то бросается со скалы. Имя богатыря Эш-Тэрека автор заимствовал из удмуртского фольклора.
Сам Кедра Митрей считал «Эш-Тэрек» началом зарождения удмуртской драматургии. Она открыла путь историческому жанру в удмуртской литературе. А критики видят в ней параллели с историческими пьесами Шекспира и близость тому направлению в романтизме, которое Гёте определил как «неистовое».
Однако, именно это произведение стало роковым для писателя. В годы репрессий и преследований основным мотивом обвинения Дмитрия Ивановича в буржуазном национализме явилась «Эш-Тэрек».
Трагедия почти не имеет сценической истории. Впервые она была поставлена в Глазове 21 февраля 1925 года силами художественной самодеятельности учащихся педтехникума. Костюмы для спектакля были подготовлены по рисункам Кедра Митрея.
PS: Дмитрий Иванович Корепанов (псевдоним — Кедра Митрей, 16 (29) сентября 1892 – 11 ноября 1949) — российский и советский удмуртский писатель. В 1938 году был незаслуженно репрессирован. Умер в ссылке в Новосибирской области.