Сибирский тракт – главная дорога России 18 – 19 веков, ведущая из Петербурга и Москвы на восток. Это самая длинная дорога в России. Её протяженность больше 10 тысяч километров. В пределах Удмуртии тракт протянулся на 217 километров.
В народе тракт имеет несколько названий: «государева дорога», «великий кандальный путь», «Екатерининский тракт». Именно Екатерина II начинает большие инженерные работы на Сибирской дороге. На Сибирской дороге ставятся верстовые столбы, возводятся мосты, строятся почтовые станции и избы для ямщиков.При Екатерине окончательно сложились две ветки Сибирского тракта. Северная ветка – из Петербурга через Вятку, Вологду, Глазов. Южная ветка – из Москвы через Казань. А сходились две ветки в селе Дебёсы. Дальше дорога в Сибирь была одна. В Дебёсах начинался Большой Сибирский тракт.
По государевой дороге русские купцы ехали из центра России в города Сибири и далее в Китай с ивановским ситцем, изделиями тульских и уральских мастеров. Из Сибири купцы везли лес, пушнину, рыбу, диковинные азиатские товары.
Главным видом транспорта была лошадиная упряжка, которой управлял ямщик. Специальным Указом Александра I были утверждены новые правила устройства почтовых трактов: ширина дороги 60 метров, в том числе проезжей части 20 метров. Каждое крестьянское хозяйство притрактовых деревень на придорожной полосе сажало по несколько берёз и следило за их выживанием и сохранностью. Берёзовые аллеи, состоящие из двух рядов посадки, предназначались для защиты дорог от снежных заносов в зимнее время года.
Через каждые 20 километров ставили «ямы» («ямы» – почтовые станции, где содержали лошадей, с местом отдыха ямщиков, постоялыми дворами и конюшнями). Чиновников и грузы перевозили от «ямы» до «ямы». Тех людей, которые на лошадях работали на этой дороге, называли ямщиками.
По Сибирскому тракту прошли тысячи арестантов, политзаключённые, беглые крепостные, переселенцы, в том числе писатели А. Н. Радищев, А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский, В. Г. Короленко, М. Е. Салтыков-Щедрин, декабристы и другие известные люди России. А. Н. Радищев в «Записках путешествия в Сибирь» дал краткие зарисовки сёл, где проезжал (Муки-Какси, Сюмси, Селты, Новые Зятцы, Игра, Зура, Дебёсы, Большая Чепца).
Через Удмуртию по Сибирскому тракту проследовали путешественники – учёные Н. М. Пржевальский, П. П. Семёнов-Тян-Шанский, И. И. Лепёхин. В 1824 году российский император Александр I, путешествуя по стране, останавливался в селе Дебёсы в доме священника С. Шубина, в селе Якшур-Бодья – в доме И. Герасимова, в городе Глазове – в доме мещанской вдовы Ляпуновой.
Сибирский тракт имел всероссийское значение до середины 19 века. Его роль ограничилась после прокладки железной дороги – Транссибирской магистрали.
Сегодня на удмуртском участке Сибирского тракта открыты два музея, посвящённые тракту – в селе Дебёсы и деревне Бачкеево Игринского района. В Дебёсах сохранился участок исторической дороги в её первозданном виде.
Для подготовки статьи были использованы следующие источники:
- Семёнов, В. Сибирский тракт // Удмуртия от А доЯ / Сост. В. Ю. Семёнов, Г. Г. Грязев. – Ижевск, 2021. – С. 88-89: ил.
- Грязев, Г. Сибирский тракт // Я живу в Удмуртии. Книга для чтения по краеведению / Сост. Г. Г. Грязев. – Ижевск, 2018. – С. 50-53: ил.
- Роготнев, П. На Большом Сибирском тракте // Я живу в Дебёсах! История родного села для младших школьников и их родителей. Часть 1-ая. (V-XIX века). – Дебёсы, 2011. – С. 42-47.
- Государева дорога // Удмуртия навеки с Россией: Книга для чтения по краеведению для детей дошкольного и младшего школьного возраста / Авт.-сост. Т. С. Андреева, Н. Г. Бободжанова и др. – Ижевск, 2008. – С. 34-37: ил.
Leave Replay