12 (25 по новому стилю) ноября 1899 года в селе Полом Глазовского уезда Вятской губернии родился один из первых художников Удмуртии Николай Александрович Косолапов. С детства он увлекался рисованием. В 1911 году поступил в Глазовскую мужскую гимназию, где рисование преподавал Г. И. Чемесов, ученик знаменитого русского художника Валентина Александровича Серова. По его рекомендации в 1915 году Н. Косолапов продолжил обучение в Казанском художественном училище. В 1917 году из-за материальных трудностей Николаю Косолапову пришлось оставить учёбу и вернуться в родное село. После революции он активно участвовал в общественной жизни села, работал на почте, чертёжником на строящейся железной дороге Нижний Новгород – Котельнич, затем – учителем рисования в Юкаменской школе.
В 1919 году Николая Косолапова призывают в Красную Армию. Службу он проходил в Глазове, был декоратором красноармейского клуба, руководил армейской изостудией. Был художником по агитации и пропаганде, воевать ему приходилось, по его словам, больше кистью. В 1921 году открылась выставка работ преподавателей и учащихся студии в красноармейском клубе по улице Революции. Н. А. Косолапов представил на выставке несколько этюдов, пейзажей и портретов красноармейцев. Экспонировался его первый революционный плакат, изображавший всадника с красным флагом. Сохранился его акварельный этюд, пейзаж города Глазова, относящийся к 1919 году.
После службы в армии поступил в Казанский государственный архитектурно-технический институт, учился у легендарного русского живописца Николая Ивановича Фешина. В годы учёбы Н. Косолапов участвовал в студенческих выставках, а затем и в выставках работ художников Татарии. Во время летних каникул он ездил домой и набирался впечатлений. Здесь возник замысел его первой картины «На жатве». Дошёл до нас написанный в Казани «Портрет друга» («Портрет молодого человека»).
Получив диплом преподавателя, в 1926 году приехал в Ижевск, работал в школе учителем рисования и черчения, руководил кружком в Центральном вотском клубе, занимался оформлением книг, был сотрудником газеты «Гудыри». В 1929 году участвовал в первой выставке работ местных художников. На выставке были представлены такие работы Косолапова, как «Девушка-удмуртка», «Обед в поле», этюды к ним, городские пейзажи. Пейзажи города Ижевска 1929-го и 30-х годов вошли в серию «Старый Ижевск». Сейчас они представляют не столько художественную, сколько историческую ценность.
Николай Александрович был первым преподавателем изобразительного искусства Ижевского театрально-художественного техникума, а после его преобразования директором в Театрально-художественном училище им. Д. С. Васильева-Буглая. Косолапов был членом артели «Художник» – первой общественной художественной организации в г. Ижевске. Становление Советской власти, развёртывание промышленного строительства нашли отражение и в творчестве Николая Косолапова. Появляются его картины «Строительство Ижевска» (1934), «Разлив стали на Ижстальзаводе» (1931), «В рабочей столовой» (1931).
Пишет художник портреты и жанровые картины: сатирика Якова Година, «Сапожник» (1932), «Девочки у окна» (1934), показывает преобразования в деревне: «В колхоз» (1934), «Доярки» (1935), «Выборы» (1936), «На молочной ферме» (1939). Лучшими работами этого периода являются пейзажи: «Закат» (1932), «Март» (1936). В 1939 году был создан Союз художников Удмуртии (в это году он отметил своё 85-летие). Николай Александрович Косолапов стал одним из первых членов Союза художников УАССР, избирался его председателем.
В годы Великой Отечественной войны Н. А. Косолапов занимался агитационно-массовым искусством для фронта и тыла. В эти годы Косолапов много рисует, пишет 14 пейзажей, 2 портрета и большую жанровую картину «Встреча танкистов». Делает наброски жанровых сцен: «В госпитале», «Отдых» и другие. С началом строительства железной дороги «Ижевск – Балезино» в декабре 1941 года, приезжает в село Кекоран. Около года прожил художник на стройке, создавая картину. О картине сейчас можно судить по этюдам и фотографии, находящимся в Глазовском музее, так как местонахождение оригинала в настоящее время неизвестно.
По окончании войны вёл активную творческую и общественную жизнь: преподавал, проводил семинары, оказывал методическую и практическую помощь молодым коллегам. В эти годы больше внимания обращает на жанр портрета: «Портрет Героя Советского Союза Макарова», «Портрет заслуженной учительницы Князевой» и другие. Обращается Косолапов и к жанру натюрморта («Цветы» (1959), «Сирень» (1962)). Одна из больших картин этого времени – «Удмуртская свадьба» (1958-1959 гг.).
Каждое лето он приезжал в родное село Полом, на станцию Чепца. Здесь писал художник свои лучшие этюды, здесь возникал не один замысел его картин: «На реке Чепце» (1963), «Полдень. Колхозное стадо» (1964), «Льноводки». В последние годы жизни Косолапов обращается к образам современников: «Портрет Олега Поскрёбышева» (1969), «Портрет Гая Сабитова» (1972) и другие.
Умер Николай Александрович Косолапов 19 ноября 1974 года в Ижевске, в канун своей новой персональной выставки, которая приурочивалась его 75-летию и 55-летию творчества. До последних дней своей жизни он не расставался с кистями и палитрой. Его произведения – искренний рассказ о родной удмуртской земле, которую он беззаветно любил.
Для подготовки статьи были использованы следующие источники:
- Гартиг, В. О. Косолапов Николай Александрович (1899–1974) // Художники Удмуртии. 1920-2015 годы / Сост. В. О. Гартиг. – Ижевск, 2015. – С. 78-82: ил.
- Косолапов Николай Александрович // Удмуртская республика: культура и искусство: Энциклопедия / гл. ред. А.Е. Загребин. – Ижевск, 2012. – С. 250.
- Поляк, А. И. Косолапов Николай Александрович // Удмуртия в изобразительном искусстве. Живопись, графика, скульптура: Альбом репродукций / Сост. А. И. Поляк. – Ижевск, 2001. – С. 60-63: ил.
- Матвеева, Т. А. Художник Н. А. Косолапов / Татьяна Анатольевна Матвеева. – Ижевск, 1982. – 64 с.: ил.
Leave Replay