1. Режиссер-фронтовик Станислав Ростоцкий посвятил кинокартину медсестре Анне Чегуновой, которая в 1944 году спасла его на фронте и вытащила из боя на себе. Из-за военной травмы Чегунова не смогла посмотреть готовую картину, потому что потеряла зрение. Тогда режиссёр привёз её на студию. Включил киноаппарат и полностью пересказал своей спасительнице картину… Позже он признавался: «Фильм – благодарность ей и всем женщинам, ушедшим на войну».
2. Съёмки проходили в сложных климатических условиях и все тяготы режиссёр фильма проходил вместе с актёрами. Так, в сцене прохождения через болото вместе с девчонками каждое утро в жижу с присказкой «баба сеяла горох – ох!» шел режиссёр, слегка поскрипывая протезом, оставшимся у него после ранения.
3. Откровенная сцена в бане далась трудно. Девушки поначалу наотрез отказывались сниматься обнажёнными. После долгих уговоров Ростоцкий добился снятия этой сцены, так как хотел показать, вот в такие молодые, красивые тела, которым надо рожать, а не воевать, стреляют немцы. На репетиции девушки были в купальниках. Разделись только после команды: «Мотор». Работник, отвечающий за пар, оторопел, увидев эту картину, и оставил оборудование без присмотра. Очнувшись, понял, что скоро она рванёт от переизбытка давления. Заорал «Ложись» и выбежал на площадку. Девушки завизжали, попадали. Дымовая машина взорвалась. К счастью, никто не пострадал.
4. Изначально роль старшины Федота Васкова должна была достаться Вячеславу Тихонову, но его на тот момент уже утвердили в картине «Семнадцать мгновений весны». Роль старшины Васкова блестяще воплотил начинающий актёр Андрей Мартынов. В свои 26 лет он убедительно сыграл 40-летнего старшину.
5. Съёмки гибели всех пятерых героинь – отдельная тема в истории создания фильма. Самой тяжёлой оказалась смерть Лизы Бричкиной. Специально для съёмок в болоте взорвали динамит, чтобы в образовавшуюся воронку стекала болотная жижа. Туда актриса Елена Драпеко, исполнившая роль Лизы Бричкиной, должна была прыгать и погружаться с головой. Для съёмок в болоте использовались резиновые гидроштаны, а сапоги на Елене Драпеко были привязаны к ногам верёвкой. Иначе их можно было потерять в болотной грязи. После каждого неудачного дубля в болоте, актрису раздевали, мыли, сушили, заново гримировали и рисовали веснушки. Одевали в сухую одежду. И так повторялось не один раз.
6. Рита Осянина умирает от ранения в живот осколком граны. Актриса Ирина Шевчук, исполнившая эту роль, вспоминала: «Перед съёмкой со мной беседовал врач. Он рассказал мне, как ведут себя люди при таком ранении, что чувствуют. Я так живо себе это представила! Когда снимали первый дубль, даже потеряла сознание. Вжилась в образ по-настоящему! Ростоцкий тогда «оживил» меня, похлопав по щеке: «Дорогая, мы же снимаем не настоящую смерть!»
7. Женю Комелькову расстреляли немцы, когда она уводила врагов подальше от старшины Васкова и раненой Осяниной. Актриса Ольга Остроумова, исполнившая эту роль, рассказывала: «Мы долго снимали эту сцену. С Ростоцким никак не могли придумать, как она должна выглядеть. Я бежала и пела «Интернационал» по-немецки, как бы дразня фашистов. Не то! Потом бежала и пела «Интернационал» по-русски. Тоже не то! Мучились, делали разные дубли. Пока режиссёр не сказал мне: «А знаешь, она ведь их боится. Но преодолевает страх». И тут я всё поняла: нужно играть на сопротивление. Тут же возникла идея, что я бегу и пою романс «Нет, не любил он».
8. «Съёмки гибели каждой из нас были настолько натуральными, что члены съёмочной группы плакали, – рассказывает Ирина Долганова, исполнившая роль Сони Гурвич. – Когда мою героиню убивают, рану мне мазали бычьей кровью. Представляете: жара, мухи кружат над окровавленным телом, полное ощущение смерти. Девчонки, которые не видели, как меня гримировали, когда посмотрели на меня, лежащую, испугались. Настолько всё выглядело натурально».
9. Актриса Екатерина Маркова, сыгравшая Галю Четвертак, чуть сама не погибла на съёмках. Вот что она вспоминала: «Галю Четвертак немцы застрелили в спину. Для съёмок этой сцены пиротехник подложил мне заряд под гимнастёрку на спине. Но, видимо, не рассчитал, много зарядил. Когда я побежала и заряды стали рваться, гимнастёрка – в лохмотья, а меня с силой толкнуло. Я упала по-настоящему. Думала – сейчас погибну на самом деле. От ранения спасла дощечка, которую подложили на спине под заряд».
10. Первый показ фильма за рубежом в Венеции и Сорренто произвел настоящий фурор. В кинотеатре «Россия» очередь стояла в течение месяца. Как писал журнал «Советский экран» за неполные два года только в Советском Союзе фильм «А зори здесь тихие» посмотрело 132 миллиона человек.